HOME     STORIES     PHOTO     CONTACT     RUSSIAN    
 Dimitry Mustafin / Статьи / Петровский путевой дворец
Петровский путевой дворец


Петровский путевой дворец

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою!

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

 

Прощай свидетель нашей славы,

Петровский замок….

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин», гл.7, 37-38.

М.: Издание В.Г.Готье, 1893, с.185.

Царские замки, императорские покои, лестницы, по которым ступали вершители судеб государства…  Кажется, что все это просто достояние музеев, сказочных спектаклей или неудовлетворенных фантазий. И вот настоящий  царский замок - Петровский путевой дворец - превращающийся в Дом приемов правительства Москвы, скоро распахнет свои двери для гостей, которые смогут почувствовать себя и королями жизни, и счастливыми путешественниками во времени и пространстве.

История гостиничного бизнеса в Европе знает подобные примеры, когда царские и княжеские дворцы становились изысканными отелями, ресторанами и домами приемов. В России - это, пожалуй, первый случай. Но, скорее всего, не последний. Достаточно часто царские дворцы в России становились музеями. Однако традиционный музейный слоган "руками не трогать", экскурсоводы, рассказывающие заученные наизусть истории, вся архаичная музейная система превратили многие царские дворцы в кладбища драгоценностей. Произведения высокого искусства в них надежно скрыты в бесконечных запасниках, недоступных для посетителей.

В Букингемском дворце в Лондоне или в Норвежском императорском замке в Осло, или в Шведском императорском дворце   Стокгольма присутствует живой дух. Его можно физически ощутить в чуть потертых креслах, на которых недавно сидели члены монархических династий, в коврах, по которым ходили гости во время регулярно проводимых приемов. В королевских апартаментах Великобритании, Норвегии, Швеции есть ощущение живого жилого дома, есть присутствие жизни. В отличие от них  Петербургский Зимний дворец, Павловский и Петергофский дворцовые ансамбли со всеми их сокровищами, архитектурными ценностями, художественными шедеврами несут отпечаток "nature morte", мертвых домов без жильцов, без тепла человеческого присутствия. Хотя до 1917 во время отсутствия царской семьи Зимний дворец, как и многие другие царские дворцы, был открыт для бесплатного посещения людьми любых сословий.

Хочется верить, что Московский царский замок - Петровский путевой дворец, превращаясь в Дом приемов, - в гостиницу имперского уровня, будет открыт для посещения как Эрмитаж, как Петергоф, как Императорские дворцы Европы.

Директором  Петровского путевого дворца - Дома приемов правительства Москвы назначен корифей гостиничного бизнеса - кандидат экономических наук, заслуженный работник торговли Борис Стасюк. Это позволяет надеяться на то, что гостиничный бизнес в царском дворце будет развиваться оптимальным образом.

 

Петровский путевой дворец – это один из самых таинственных, торжественных и красивых архитектурных памятников столицы, который, без сомнения, можно поставить в ряд с Московским Кремлем, Петербургским Зимним Дворцом, королевскими замками Франции, Великобритании, Италии, Австрии.

Это настоящий царский дворец, а не построенный на руинах империи новодел с обязательным аляповатым евроремонтом. Замок, в котором каждый кирпич дышит историей и может рассказать об удивительных людях, когда-то останавливавшихся или живших  здесь.

Пародоксальный синтез элементов барокко, готики и русских национальных мотивов волшебным образом осуществляется в едином силуэте этого архитектурного шедевра.  Вопреки бытующему представлению, название дворца происходит не от Петра Великого, а от наименования местности  - дворец строился на землях Подмосковного села Петровское.

История дворца тесно связана со славной победой России в турецкой войне 18 века. Но начнем наш рассказ по порядку…

 

Петровский путевой дворец, который многие называют Петровский замок, находится напротив Ходынки, с одной стороны,   и Ямского поля, с другой стороны. Эти названия  уводят нас в далекое прошлое. Имя Ходынка (Ходынские улицы, Ходынское поле, Ходынский луг, известный с XIV в.) происходит от названия реки Ходынка, которое является производным слова «ход»,  т. е. река, через которую можно было ходить, переходить вброд. Сейчас эта река заключена в трубу и практически недоступна для того, чтобы полюбоваться на ее быстрые воды.

Ямское поле находится с другой стороны  Петровского дворца и занимает большую территорию между современными Ленинградским проспектом, улицами Бутырский вал и Нижняя Масловка. В конце XVIв. Ямское поле принадлежало Тверской-Ямской слободе, в которой проживали и служили  ямщики, управлявшие почтовыми  ямскими лошадьми.

И именно между Ямским и Ходынским полем была построена Петербургская дорога, соединившая в 18 веке два важнейших Российских города: Петербург, который стал столицей в  1713 году, и  Москву, которая благодаря Петру Первому утратила свой столичный статус. Но за Москвой осталась очень важная функция, именно в Москве происходили торжественные коронации русских царей. Именно в златоглавом Кремле имело место таинство превращения члена венценосной семьи в чин монарха Российской империи.

Строительство дворца было начато в 1776 году во времена царствования императрицы Екатерины II, которая поручила проектировать новое здание архитектору Матвею Федоровичу Казакову. Он должен был увековечить в камне славу русской победы над Османской империей, память о блистательном мирном договоре с Турцией  10 июля 1774 и о завоевании Крыма. Многочисленные башни-минареты окружают центральное купольное здание, ассоциирующееся с русскими храмами, а, следовательно, победой христианства над мусульманством.

Строительство дворца велось очень быстрыми темпами. Архитектор требовательно относился к материалам и лично следил за их качеством. В 1777 г. был возведен главный корпус.

Наружные скульптурные украшения дворца выполнил из керамики австрийский скульптор Иоганн Христофор Юст осенью 1778 г. Отделоч¬ные работы во дворце - установка украшений на лестнице, медальонов и венцов в главном зале, фонарей - велись до 1781-1783 гг. Потолок украшен росписями швейцарского художника Иосифа Артари.

М.Ф. Казаков умело использовал сочетание белого камня и красного кирпича, удачно расположил здание на местности, процитировал в наружном убранстве детали как древнерусского зодчества (двойные арки с гирьками и кувшинообразными колоннами, узорные белокаменные наличники), так и готической архитектуры (стрельчатые окна). В завершенном виде дворец похож и на надежную крепость, окруженную мощными стенами с тосканскими башнями, и на изысканную аристократическую виллу, созданную по принципам гениального Андреа Палладио.

Центр главного здания образует круглый зал, увенчанный великолепным куполом высотой 16 м. В его барабане сделаны стрельчатые окна, придающие залу зрительное ощущение наполненности светом. Вокруг зала располагаются четыре квадратных аванзала. В купольной части Казаков первоначально планировал разместить двуглавого орла, но затем заменил его шпилем-флагштоком.

Для центрального зала и аванзала  скульптор Ф. Шубин изготовил гипсовые медальоны с изображениями русских князей от Рюрика до Владимира. Эта серия, выполненная для Чесменского дворца в Петербурге (тоже построенного в честь русско-турецкой войны), символически связывала два дворца-памятника, напоминая о славных походах русских князей к берегам загадочной Тавриды.

Екатерине II дворец очень понравился. В первый раз она остановилась в нем в 1787 г. До наших дней дошла легенда о том, что государыня во время своего пребывания здесь отослала все назначенные для нее караулы солдат, сказав, что хочет остаться во дворце под охраной своего народа. После этого, по легенде, толпы народа стали тесниться около дворца, остерегая друг друга, говоря: "Не шумите, не нарушайте покоя нашей матушки".

После смерти Екатерины II в Петровском путевом дворце останавливался Павел I перед своим коронованием, которое по традиции происходило в Московском Кремле. Торжественный въезд в Москву  из Петровского дворца состоялся 15 марта 1797 года. Император ехал верхом, а императрица в роскошной карете. На всем пути следования в Кремль были выстроены войска, для зрителей были устроены крытые галереи, поставлены триумфальные арки, украшенные живописью. После обряда Священного венчания на трон в Успенском соборе Кремля, Павел I прочел акт о престолонаследии. Более 600 человек были награждены чинами, орденами и имениями. С тех пор Петровский дворец стал непременным участником торжественной церемонии коронации. Все русские государи перед венчанием на царство останавливались именно здесь.

В 1801 г. колокольный звон приветствовал здесь будущего императора Александра I, а через 11 лет, в 1812 г., первопрестольная утонула в тревожном набатном звоне. Армия Наполеона вступила в Москву. Ненависть русского народа к врагу вылилась в пламень московского пожара, в котором чуть было не погиб сам Наполеон. Лишь с помощью попавшихся навстречу солдат Наполеону и его спутникам удалось выбраться из пылавшего города. Проблуждав целый день в поисках пути, они только к вечеру достигли Петровского дворца, изнемогая от усталости.

Наполеон провел в Петровском дворце четыре дня. Пока Москва горела, он устраивал здесь приемы, на которых для него пела знаменитая московская шансонетка Луиза Фюзиль.

Именно в Петровском дворце императора Франции видели ползающим на четвереньках по географическим картам мира. Он строил  планы похода на Индию, намереваясь включить в свое войско покоренную русскую армию. Самоуверенный Бонапарт готовился к окончательному своему броску по захвату власти над миром. По его словам, на этом "политическое землетрясение" должно было закончиться.

Но амбициозным планам завоевателя мира не суждено было сбыться. Вскоре французская армия должна была отступить из Москвы. Во время отхода IIетровский дворец был подожжен,  главный купол обрушился, рухнули перекрытия залов первого этажа, пострадала алебастровая лепнина.

Но как только французы бежали, в боковых крыльях казаковского творения был устроен временный госпиталь.

Дворец простоял черный, с обрушенным куполом, несколько лет. Очевидно, таким его запомнил юный Пушкин, впоследствии нарисовавший в седьмой главе "Евгения Онегина" мрачный образ "Петровского замка".

Ремонтные работы в здании начались только во времена царствования  императора Николая I, который, имея высшее инженерно-техническое образование, досконально знал архитектуру, имел отменный художественный вкус, прекрасно чертил и рисовал. Он лично курировал восстановление дворца в соответствии с первоначальным замыслом Казакова.

Кроме того, в 1827 г. Николай I утвердил план устройства Петровского парка, составленный шотландским архитектором Адамом Менеласом. Здесь появились криволинейные английские дорожки, пруды, купальни, кофейни, киоски и даже зверинец.

Практически работами в парке ведал архитектор И. Таманский, а всем строительством управлял сенатор, начальник Московской комиссии от строений Александр Алек¬сандрович Башилов.

Неудивительно, что парк превратился в любимое место гуляний высшей московской аристократии. Неподалеку находились дачи Загоскина и Щепкина. Петровский дворец, несомненно, оказался в фокусе культурной жизни тогдашней Москвы.

В 1835 г. - в парке появился деревянный театр, выстроенный архитектором М.Д. Быковским в стиле  неоклассицизма", а в 1837 г. увеселительное заведение "Воксал", в котором прошел свое музыкальное крещение Антон Григорьевич Рубинштейн. Здесь происходило становление его как пианиста. В этом же «Воксале» выступал и Ференц Лист.

Со времен Николая I Петровский замок стал использоваться как загородная дача императорской семьи. Императору было крайне удобно принимать участие в военных смотрах, ибо проходили они на соседнем, Ходынском поле.

В 1841 году по дороге из Санкт-Петербурга на Кавказ, последний раз посетив Москву, в Петровском замке останавливался Михаил Лермонтов: поэт гостил у своего однополчанина Дмитрия Розена, служившего адъютантом при генерал-губернаторе Москвы.

В 1856 году Александр II останавливался в Петровском замке перед въездом в Кремль на свои коронационные торжества. Они произвели сильное впечатление на современников. Впоследствии Александр II часто бывал здесь, особенно он любил без охраны совершать со своим сеттером утренние прогулки по аллеям Петровского парка, проявляя, таким образом, свой демократизм. Демократизм этот, как известно, потом вышел боком царю-освободителю.

Александр III и Николай II  также останавливались в Петровском замке в ночь перед коронацией, а на следующий день после коронации для народа устраивался грандиозный праздник на Ходынском поле перед Петровским замком. Для императоров, продолжавших традиции Екатерины Великой, возводились специальные царские павильоны; для народа - накрывались столы и раздавались подарки.

К концу века главной достопримечательностью Петровского парка становится целое созвездие ресторанов, в свое время не менее известных, чем знаменитый "Яр".  Таким был ресторан "Стрельна" близ Петровского-Зыкова, имевший зал с эстрадой и роскошный зимний сад. Его владелец С.Н. Натрускин собирал экзотические растения со всего мира. В саду была устроена система горок и гротов, в бассейнах плескалась разнообразная рыба.

Гремели на всю Россию и другие рестораны - "Аполло", "Мавритания", Эльдорадо". Владелец сада "Фантазия" В.А. Взметнев устроил  летний театр, буфет-ресторан, музыкальную эстраду, гроты и беседки. В 1900 г. новый хозяин сада купец В.С. Самойлов переименовал его в "Альгамбру". При нем театр был электрифицирован, в саду устроили цирковую эстраду.

Новая страница в истории Петровского дворца и парка была открыта после 1917 г. В результате национализации собственности царской семьи Петровский путевой дворец перешел в распоряжение Наркомзема и Наркомпроса, потом Наркомата имуществ республики, потом опять был передан Наркомпросу, а затем перешел в ведение Управления Кремлем и домами ВЦИК.

В результате хождения по рукам дворец был разграблен, существенно изуродован и заселен многочисленными жильцами. Одно время здесь поселили пулеметную команду, потом Первую стрелковую дивизию, в парадных залах организовали столовую общепита районного Совдепа. Временные жильцы  использовали резные двери, инкрустированные паркеты, дорогие обои как топливо. Денег на содержание, ремонт и реставрацию дворца не было.

6 февраля 1920г. по предложению наркома просвещения А.В.Луначарского царский дворец был передан "для утилизации" красной авиации. Дальнейшие события показали, что именно «утилизация» и ждала этот архитектурный памятник.  Практически все уцелевшее имущество (дворцовая мебель, картины, зеркала, скульптура, часы, посуда, предметы обихода, осветительные приборы, музыкальные инструменты) было предоставлено в пользование Главного управления воздушного флота, которое  16 июня 1923 г передало его Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского, переименовав Петровский путевой дворец во Дворец красной авиации.

При «утилизации» царского дворца красная авиация  провела его полную перепланировку, пробила новые дверные проемы, пристроила деревянные тамбуры, уничтожила сводчатые потолки,  приспосабливая под собственные нужды интерьеры, тщательно продуманные гениальным Матвеем Казаковым. В Главном корпусе Петровского дворца размещались  столовая, рабочие кабинеты управления академией и библиотека; в левом крыле -  типография; в правом - моторная лаборатория; флигеля использовались под жилье.

В конце прошлого тысячелетия, в 1998 году, по инициативе Мэра Москвы Ю.М.Лужкова Дворцу Красной авиации вернули статус Петровского путевого дворца - Дома приемов именитых гостей Москвы. После окончания реставрационных работ здесь будут останавливаться выдающиеся деятели политики, бизнеса и искусства, члены королевских семей.

В своих знаменитых строках А.С. Пушкин называет дворец "свидетель нашей славы". Действительно, прекрасный замок стал свидетелем славы великой империи, победившей на поле боя огромное турецкое войско, расправившейся с многочисленной французской армией, освободившей мир от фашизма, освоившей далекие южные и восточные территории.

Совсем скоро мы сможем пройти по отреставрированным залам Петровского путевого дворца и разглядеть за красивыми интерьерами величие и бесконечность истории Российской державы, которая сегодня обретает второе дыхание.

ДМИТРИЙ МУСТАФИН

Петровский путевой дворец, коронация императора Николая II

Петровский путевой дворец, ...


Дата публикации: 19.05.2008 19:31 (Прочтено: 7744)
Copyright © Dimitry Mustafin   Все права защищены.





ОтправитьОтправить
Самая читаемая в этой теме статья
Петровский путевой дворец


Ваш комментарий
Ваше имя: Гость [ Регистрация ]

Тема:


Комментарий:

Можно использовать BB-code, совместимый с phpBB 2 (Помощь).
Код HTML отключен.


 


   HOME     MAIN PUBLICATIONS     PHOTO